четверг 21

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

четверг, 11 июня 2009

Музыки!

Да простит меня некий господин Н. П-чъ: у него я заимствовала этот заголовок. Сто лет назад в газете «Голос» была напечатана его заметка, в которой о музыке говорилось как об «удовольствии высшего порядка».

автор Татьяна СОКОЛОВА    фотограф фото из собрания В.К.ХРАПЧЕНКОВА

 

Во все времена душа ярославца не просто жаждала музыки, но стремилась к самовыражению через прекрасные звуки, искала единомышленников и находила их. Ещё в 1875 году любители музыки и драматического искусства объединились в «Артистический кружок». Он возник не на пустом месте: ранее по инициативе дворянина Н. И. Беллерта существовали музыкальные собрания и бесплатная школа музыки и пения. Бережно переворачиваю листы старых подшивок газет, и музыкальная жизнь Ярославля предстаёт передо мной во всём её многообразии. Императорское Российское музыкальное общество приглашает ярославцев на концерт учащихся музыкальных классов. Как писала газета «Голос», эти концерты «доставляют большое удовольствие посетителям и популяризируют прекрасное дело музыкального образования». Вот некий «продюсер»-антрепренёр Н. Р. Бакалейников просит сдать помещение театра для гастролей оперной труппы. Он получает разрешение, и ярославские меломаны слушают пять опер. После каждого спектакля – рецензии, из которых можно заключить, что ярославцы были довольно взыскательными слушателями. Существовала и своя самодеятельная опера: в одноэтажном деревянном здании «народной читальни» на Вознесенских прудах (перекрёсток улиц Свободы и Чайковского) при свете керосиновых ламп звучала музыка Верстовского, Даргомыжского, Бородина. А вот ярославцев приглашают на Казанский (Первомайский) бульвар два раза в неделю послушать духовой оркестр Остроленского полка. В Горяиновском саду (бывший магазин «подкова» на пересечении улицы Победы и проспекта Октября) гуляющие могли послушать «Хор трубачей». Кстати, благодаря оркестрам четырёх полков, квартировавших в Полушкиной роще, ярославцы довольно часто могли наслаждаться звуками духовых оркестров. И даже бытовала песенка о «неказистом и неречистом» горнисте, покорившем сердца ярославен звуками своего горна. В декабре 1913 года любители музыки отметили двадцатилетие со дня смерти П. И. Чайковского. К бюсту великого композитора были возложены венки «депутациями»: музыкального общества, музыкального училища (хор училища исполнил «Славу»), общества любителей музыкального и драматического искусства, общества хорового пения, общества любителей оркестровой музыки (о нём немного позже). Уже одно это перечисление впечатляет. А ведь были ещё студенческий оркестр балалаечников, салонный оркестр под управлением Ф. Э. Фурмана, дирижёра 11-го гренадёрского Фанагорийского полка. Оркестр играл в фойе художественного электротеатра (впоследствии кинотеатр «Арс»). Пройдёт шесть лет, и уже после трагических событий 1917 – 1919 годов в этом помещении, переданном гарнизонному клубу имени Ленина, красноармейцы будут слушать оперы Рубинштейна, Чайковского, Массне и др., поставленные силами ярославских музыкантов-любителей. «Партию оркестра» исполнял пианист Н. Н. Тверицкий. В 1921 году Е. М. Стомпелевым был организован оркестр народных инструментов. Благодаря его работе появилась целая сеть самодеятельных музыкальных кружков. В 1929 году Е. М. Стомпелев организует в Ярославле первую ячейку общества «Музыка – массам». Огромной популярностью в Ярославле и за его пределами пользовался хор русской народной песни под руководством Б. М. Назьмова, давшего 326 концертов за три года своего существования. В предвоенные годы существовал и оперный театр (56 человек). Даже этот очень беглый обзор даёт представление о любви ярославцев к музыке и их музыкальных пристрастиях. Но как же симфоническая музыка? И она находила признание среди ярославцев – как музыкантов-энтузиастов, так и слушателей, её горячих поклонников. Конечно, дату рождения Ярославского симфонического оркестра 29 декабря 1944 года оспаривать не буду, но интересно, что предшествовало этому знаменательному событию? Вернёмся к началу прошлого века. Уже в 1903 году ярославцы услышали симфонический оркестр, когда по приглашению музыкального общества (ИРМО) в город приехал студенческий оркестр Московской консерватории, дирижировал В. И. Сафонов, тогдашний директор консерватории. Возможно, тогда и зародилась в душе ярославцев мечта о своём симфоническом оркестре. В 1904 году музыкальное общество организовало музыкальные классы, которые были преобразованы в музыкальное училище в 1910 году. К тому времени преподаватели, учащиеся и ярославские музыканты-любители создали ученический симфонический оркестр, однако первые публичные выступления этого коллектива состоялись лишь два года спустя. Откройте для себя волнующий мир азартных игр с Раменбет казино . Мы предлагаем безопасную и надежную игровую платформу, сотни популярных игр и множество способов пополнения счета. Присоединяйтесь к тысячам счастливых игроков и испытайте удачу прямо сейчас! В 1912 году был дан концерт ученического симфонического оркестра, дирижировал директор музыкального училища, свободный художник И. В. Петр. Кроме того, тогда же прозвучали и два «квартетных собрания». Видимо, выступления имели успех, так как газета «Голос» писала: «Эти концерты показали, что в Ярославле ощущается потребность в серьёзной музыке». В конце 1913 года симфонический оркестр насчитывал уже пятьдесят человек. И вот с трепетом душевным читаю на пожелтевшей странице газеты объявление более чем столетней давности: «В воскресенье 8 декабря 1913 года в зале общества любителей музыкального и драматического искусства состоится первый симфонический концерт». Оркестром дирижировал И. В. Петр. Коллектив был усилен пятнадцатью музыкантами из Москвы. Возможно, это были духовики, так как в рецензии отмечалось, что струнные были несколько заглушены духовыми инструментами. Концерт был посвящён памяти П. И. Чайковского, и исполнялись только его произведения: Пятая симфония, Первый концерт для фортепьяно, сюита из балета «Щелкунчик» и «Славянский марш». Чистый сбор от концерта предназначался для памятника Чайковскому в Петербурге. В программах излагались довольно подробные пояснения ко всем четырём произведениям: организаторы оркестра стремились не только к тому, чтобы слушатели получали удовольствие, пусть и «высшего порядка», но и к тому, чтобы они могли понять замысел композитора во всей его полноте и глубине. И это был уже элемент музыкально-просветительской деятельности. В феврале 1914 года силами учащихся музыкального училища была поставлена опера «Евгений Онегин». Ученический симфонический оркестр, «подкреплённый силами любителей, неизменных друзей музыкального училища», оказался не на высоте. В феврале 1917 года в зале мужской гимназии состоялся бал-концерт, в котором приняли участие два оркестра, одним из них, по всей вероятности, был ученический симфонический оркестр. В 1919 году музыкальное училище было преобразовано в народную консерваторию, которую одна из газет назвала «рассадником творческой красоты». И опять педагоги и студенты организовали симфонический оркестр, которым дирижировал директор училища А. К. Антонов. Ярославцы услышали музыку Моцарта, Бетховена, Глинки, Чайковского и других композиторов. Довольно большой репертуар, а также расширившийся круг неискушённых слушателей (красноармейцы, рабочие) требовали более глубокого подхода к музыкальному просвещению. Музыканты это понимали, и перед каждым концертом кто-то из них читал лекцию. Так находила своё место музыкально-просветительская форма общения со слушателями – музыкальный лекторий. Народная консерватория просуществовала всего лишь год и опять была «номинирована» как музыкальное училище. Симфонический оркестр продолжал существовать, хотя публичных выступлений не было, а в конце 20-х годов оркестр «распался»: дельцы новоиспечённой Российской ассоциации пролетарских музыкантов решили, что пролетариату симфоническая музыка не нужна. Классическое искусство объявлялось буржуазным, исключение делалось для тех произведений, которые каким-то образом могли служить, по мнению тогдашних руководителей, марксистско-ленинским идеалам. Трудно было не заблудиться в идеологических дебрях. Чего, например, стоит тема концерта-лекции «Классовая борьба на музыкальном фронте» (1927 год)! Однако не заблудились ни музыканты, ни слушатели: ведь и на этой лекции звучали Моцарт, Бетховен, Шуберт, Глинка, Бородин, а им не были страшны никакие «подводки» к идее классовой борьбы. Видимо, музыканты не могли смириться с неоправданными ограничениями, и оркестр продолжал существовать «подпольно». Об этом говорят скупые сведения, почерпнутые из газет. Так, в редакционной статье газеты «Северный рабочий» в октябре 1934 года говорилось о том, что ещё в 1933 году преподаватели музыкального училища Цабель и Семёнов поставили вопрос о признании симфонического оркестра, который «фактически уже существует». Далее газета писала, что в редакцию приходит много писем от рабочих с требованием создать симфонический оркестр, однако со стороны общественности и городского руководства нет ни материальной, ни моральной поддержки. 17 января 1936 года в газете «Северный рабочий» была помещена статья преподавателя музыкального училища В. П. Задерацкого «Громче звучите, симфонии!». И хотя в статье ничего не говорилось о симфоническом оркестре, но заголовок, вырвавшийся из самого сердца музыканта, говорит о многом: оркестр есть и ждёт признания. И вот уже организована филармония, при ней действует музыкальный лекторий, а в интервью газете «Северный рабочий» первый директор филармонии М. Я. Миркин, рассказывая о плане на сезон 1937 – 1938 годов, говорит, что для проведения лекций-концертов (их намечалось пятьдесят) будет приглашаться Государственный симфонический оркестр СССР. Но ярославские музыканты-энтузиасты, преданно любившие своё дело, страстно желавшие поделиться радостью сопричастности к прекрасному, стремившиеся как можно больше расширить круг единомышленников, не сдавались. Ученический симфонический оркестр жил. Мечта ярославцев о своём симфоническом оркестре начала осуществляться с приездом в город выпускника Московской консерватории А. Е. Уманского. Видимо, с 1939 года началась предыстория Ярославского симфонического оркестра. До его рождения оставалось пять лет.

Читайте также
  • 16.05.2012 «Бело Платно» зажигает! В преддверии Дня славянской письменности и культуры в Ярослав-скую область приезжает с концертами ансамбль балканской и византийской музыки «Бело Платно» из Сербии.
  • 25.04.2012 Под аккомпанемент весенней грозы Пасхального визита оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева ждал в Ярославле всяк по-своему. Ценители настоящего искусства свой интерес
  • 30.03.2012 «Стеклодув» и другая новая музыка«Пару лет назад, когда мы с женой путешествовали по Италии, единственный день в Венеции прошёл у нас под проливным дождём. Спасаясь от него,
  • 22.07.2011 Джаз, джигитовка и девушки Вчера над Волгой затрубили «Фанфары российских железных дорог» – в Ярославле открылся фестиваль духовых оркестров, джазовых коллективов и мажореток.
  • 18.05.2011 Рисуем музыку, играем живопись В детской школе искусств имени Л. В. Собинова вот уже в течение восьми лет осуществляется социально-педагогический проект «Детская филармония»,
  • 28.03.2011 Такие учат музыке и самой жизни ...Рассказ о прекрасном и прекрасно талантливом человеке зовёт к себе и душу греет. Вот таким получился и рассказ «Северного края» о Сергее
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают